Комментарий к Закону Республики Беларусь от 9 января 2017 г. № 14 — З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 9 января 2017 г. № 14 — З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» Закон Республики Беларусь от 9 января 2017 года № 14 – З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – Закон) принят в целях приведения норм некоторых законов Республики Беларусь в соответствие с положениями указов Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2014 года № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», от 31 декабря 2015 года № 534 «О вопросах социального обеспечения», от 11 апреля 2016 года № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения». Закон содержит также редакционные корректировки отдельных норм законов с учетом наработанной практики их применения, а также вытекающие из вступивших в силу других нормативных правовых актов. Законом внесены изменения в Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», предусматривающие, в частности: 1) поэтапное повышение общеустановленного пенсионного возраста для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях (пункт 4 статьи 1 Закона), соразмерное повышение возраста, дающего право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (пункты 5 и 6 статьи 1 Закона), досрочные пенсии по возрасту социально уязвимым категориям граждан (инвалидам с детства, родителям детей-инвалидов, матерям погибших военнослужащих, многодетным матерям, родившим и воспитавшим 5 и более детей, лилипутам и карликам) (пункты 7 – 10 статьи 1 Закона), за выслугу лет (пункты 7 и 18 Закона); 2) увеличение с 1 января 2017 года ежегодно на 6 месяцев до 20 лет требуемого для назначения трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет минимального стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов (далее – страховой стаж) (в 2016 году составлял 15 лет 6 месяцев, в 2017 году составляет 16 лет и т.д.) (пункт 2 статьи 1 Закона). Справочно: Увеличение страхового стажа не затрагивает социально уязвимые категории лиц, для которых формирование длительного страхового стажа объективно затруднительно (родителей детей-инвалидов, многодетных матерей, родивших пять и более детей, инвалидов с детства и других). Для назначения им досрочной трудовой пенсии по возрасту сохранены прежние условия по минимальному 5-летнему страховому стажу. Также сохранены прежние требования по страховому стажу для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. Для этих пенсий достаточно факта уплаты страховых взносов; 2 3) увеличение ежегодно на один год периода, из заработка за который исчисляется пенсия, до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы (в 2016 — 22 года, в 2017 году – 23 года и т.д.) (пункт 21 статьи 1 Закона); 4) изменение условия применения нормы об увеличении размера пенсии по возрасту с учетом периодов работы без ее получения, предусмотренной статьей 23-1 Закона «О пенсионном обеспечении». За периоды работы после 1 января 2017 года увеличение осуществляется при условии назначения пенсии по возрасту на общих основаниях и отказа от ее получения. Вместе с тем, в Законе закреплена охранная норма, согласно которой периоды работы до 1 января 2017 г. без получения государственной пенсии после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях (кроме периодов работы до 1 сентября 1998 года, учтенных при назначении пенсий до указанной даты) учитываются для увеличения размера пенсии по возрасту в соответствии со статьей 23-1 указанного Закона независимо от условия назначения пенсии (пункт 12 статьи 1 проекта Закона). Указанная норма вступила в силу с 1 января 2017 года; 5) включение в стаж работы периодов альтернативной службы (пункт 19 статьи 1 Закона); 6) ежемесячное повышение пенсий лицам, награжденным орденами Отечества трех степеней, на 500 процентов минимального размера пенсии по возрасту (пункт 23 статьи 1 Закона); 7) изменение оснований и условий для перерасчетов трудовых пенсий: на основании указов Президента Республики Беларусь, не реже одного раза в год в пределах средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (пункт 25 статьи 1 Закона); 8) возможность получения органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, без письменного согласия физических лиц сведений из информационных ресурсов и систем, содержащих персональные данные этих физических лиц (пункт 1 статьи 1 Закона); 9) уточнение нормы о выплате пенсии лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями (пункт 34 статьи 1 Закона). Законом внесены также изменения в Законы Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» и «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», обусловленные распространением с 1 января 2016 года на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь или являющихся индивидуальными предпринимателями, 3 обязательного государственного социального страхования (статьи 3 и 4 Закона). В связи с повышением с 1 января 2017 года общеустановленного пенсионного возраста соответствующие корректировки внесены в Гражданский, Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», «Об охранной деятельности в Республике Беларусь», «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них», «Об альтернативной службе», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (статьи 5 – 13 Закона). Закон (кроме пункта 12 статьи 1) вступил в силу с 13 января 2017 года, а пункт 12 статьи 1 – с 1 января 2017 года.

ВЫБОР ЯЗЫКА САЙТА »